- Цветной журнал с электронными приложениями.
- Бумажные и электронные версии.
- Скидки для постоянных подписчиков.
№14 — в подарок! Пожалуйста, ознакомьтесь с одним номером. Вы можете загрузить его бесплатно.
Урок окружающего мира по программе "Школа России" в 3-м классе. Тема урока: "Размножение животных"
- Рочева Ольга Александровна, учитель начальных классов
Разделы:
Преподавание в начальной школе
Цели: Познакомить с развитием и размножением
животных: насекомых, рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц; развивать мышление, учить
сравнивать, обобщать; воспитывать бережное
отношение к детенышам
I. Орг. момент.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II. Проверка домашнего задания
Мнемотурнир
А) Устно задаются вопросы
Б) Каждый обдумывает вопрос, ответы заносит в
таблицу (Я), проставляет степень уверенности в
ответе.
Не уверен - 0
Сомневаюсь – 1
Уверен – 2
В) После выполнения всех заданий ответы
обсуждаются в паре. Скорректированный ответ
заносится в таблицу (Группа), проставляется
степень уверенности.
Г) Сообщается правильный ответ, записывается в
таблицу (Эталон).
Д) Обучающиеся выставляют итоговый балл. За
правильный ответ “ +”
- Какая наука изучает животных? Зоология.
- К какой группе животных относятся заяц, медведь,
лиса? Звери.
- Как называется группа животных, которая
питается мухами, гусеницами, и комарами? Насекомоядные.
- Какая группа животных считается санитарами
леса? Хищные.
При проверке задается вопрос.
- Почему хищников называют санитарами?
- Какое звено пропущено в цепи питания: желудь - …
- сова?
- У кого все ответы правильны? Молодцы! Вы хорошо
усвоили материал о животных.
III. Новая тема
Вы знаете, что природу делят на живую и неживую.
- Чем живые существа отличаются от неживой
природы. Они дышат, питаются, размножаются,
растут, умирают.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как размножаются и
развиваются животные.
Расту червяком.
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу,
Но теплой весной
Я вновь оживаю
И, как птичка порхаю. Бабочка.
К какой группе животных относятся бабочки?
Насекомые.
- С размножением и развитием насекомых
познакомимся на примере бабочки – крапивницы.
- Почему ее так называют?
Используя загадку и иллюстрацию в учебнике,
составим этапы развития бабочки.
Расту червяком,
Питаюсь листком.
- О каком червяке идет речь? Личинка у бабочек
называется гусеницей.
- Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу.
- Что происходит с гусеницей? Превращается в
куколку.
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.
-Что произошло с куколкой? Она превратилась в
бабочку. В какое время года это произошло? Весной.
- Не все бабочки проводят зиму куколками. У
нашей бабочки – крапивницы весь этап развития
происходит за лето. А зимой она прячется в щелках.
- А как появляются гусеницы?
- Взрослая бабочка откладывает яйца на листьях
крапивы.
- Назовем все этапы развития бабочки-крапивницы.
Составили схему: яйцо -> гусеница -> куколка
-> взрослая бабочка
Вы должны досказать словечко в мой рассказ.
- Взрослая бабочка – крапивница откладывает
…(яйца) на листьях крапивы, из них
вылупляются…(гусеницы). Они питаются листьями
крапивницы, быстро растут и превращаются в
неподвижных…( куколок). Пройдет немного времени
и из куколок появятся взрослые…(бабочки).
IV. Работа по учебнику
- Откройте страницу 105.
- Что вы видите на рисунке? Развитие бабочки и
кузнечика.
- Что заметили в развитии кузнечика? Нет
гусеницы и куколки.
- Личинки кузнечика очень похожи на взрослых
кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют
крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз
сбрасывает шкурку. Когда это происходит в
последний раз, из шкурки выходит уже взрослое
насекомое – большое и с крыльями.
- К какой группе животных относятся кузнечики?
Насекомым.
Какой можно сделать вывод? У насекомых процесс
развития разный.
V. Физминутка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
VI. Продолжение изучения новой темы
- А сейчас мы узнаем, как размножаются и
развиваются рыбы, земноводные и пресмыкающиеся.
- Какую группу животных называют рыбами? Водные
животные тело, которых покрыто чешуёй.
Передвигаться им помогают плавники, с помощью
жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воде.
- Какую группу животных называют земноводными?
Животные, у которых кожа голая, нежная. Часть
жизни они проводят на земле, а часть в воде.
- Какую группу животных называют
пресмыкающиеся? Животные, тело которых покрыто
сухими чешуйками. А у некоторых еще и панцирем.
Всю жизнь эти животные ползают – пресмыкаются.
- Сейчас вы прочитаете в учебнике на стр. 106 о
развитии рыб, земноводных и пресмыкающихся и
выполните задание.
1 ряд составит этапы развития рыб. У
обучающихся на столах карточки.
Цифрами 1, 2, 3 обозначь порядок этапов
развития рыб.Мальки, икра, взрослые животные.
2 ряд выберет из данных этапов верный этап
развития земноводных. У обучающихся на столах
карточки.
Выбери из данных этапов верный.
Головастик > икра > взрослое животное.
Икра > взрослое животное > головастик.
Икра > головастик > взрослое животное.
3 ряд должен зачеркнуть лишний этап
развития пресмыкающихся. У обучающихся на столах
карточки.
Зачеркни лишний этап развития
пресмыкающихся.Яйцо > мальки > детеныши >
взрослые животные
Проверка.
- Назовите этапы развития рыб.
Составляется схема: Икра ? малек ? взрослая рыба.
Вывод:
- Расскажите о том, как же происходит
размножение и развитие рыб.
- Весной самки рыб выметывают в воду икру. Из
икринок появляются маленькие мальки, которые
похожи на взрослых рыб. Только очень маленькие.
Мальки питаются, растут и постепенно становятся
взрослыми животными.
- Назовите верный этап развития земноводных.
Составляется схема: Икра > головастик ?
взрослое животное.
Вывод:
Весной лягушка откладывает в воду икру. Через
несколько дней из икринок выходят головастики,
которые больше похожи на рыбок, чем на взрослых
земноводных. Головастики живут в воде, питаются,
растут и постепенно превращаются во взрослых
лягушек или жаб.
- Что общего в развитии рыб и земноводных?
Откладывают икру в воду.
- Как вы думаете, у кого этап развития
происходит сложнее, у рыб или у земноводных?
Учитель показывает иллюстрацию развития
лягушек и рассказывает.
- У головастиков, как у рыб есть жабры, с помощью
которых они дышат в воде. Во взрослую лягушку
головастик превращается примерно через 12 недель,
но прежде у него появляются легкие для дыхания на
суше.
- Какой этап был лишним в развитии
пресмыкающихся?
Составляется схема: яйцо > детеныш > взрослое
животное.
Вывод:
- Расскажите этап развития пресмыкающихся.
Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов
откладывают яйца. Из них вылупляются детеныши.
Они растут и постепенно превращаются во взрослых
животных.
- О развитии птиц мы прочитаем вслух. Вы должны
будете рассказать, что нового узнали.
- Что нового узнали?
- Составим схему этапов развития птиц.
Яйцо — птенец — птица.
Птица откладывает яйца и греет их своим теплом.
Птенцы появляются либо голые, либо их тела
покрыты пухом. Самка и самец ухаживают за
птенцами, кормят их и только в начале лета.
птенцы покидают гнезда.
VII. Итог
- Что нового узнали на уроке?
Выполните задание.
Впиши пропущенные слова.У
насекомых из яиц появляются ____________, а у птиц -
__________. У рыб из икринок появляются __________ , а у
лягушек и жаб ___________.
Проверка.
VIII. Оценивание
IX. Д.з.
Стр.105 – 111 прочитать, выполнить задание № 2.